Субба Роу - Надпись, обнаруженная генералом А.Каннингхемом

<div style="color: #555555; font-size: 80%; font-style: italic; font-family: serif; text-align: center;">Материал из '''Библиотеки Теопедии''', http://ru.teopedia.org/lib</div>
Перейти к: навигация, поиск
Вопрос VII


Надпись, обнаруженная генералом А.Каннингхемом


Мы тщательно изучили надпись, обнаруженную недавно генералом А.Каннингхемом, на основании которой заявляется, что дата смерти Будды, указанная буддистами, неправильна; мы же считаем, что упомянутая надпись, наоборот, подтверждает истинность буддийских традиций. В первом томе своих отчетов этот археолог пишет о своем открытии следующее: «Самая интересная (надпись в Гайе), длинная и полностью сохранившаяся, датирована эрой Нирваны, смертью Будды. Я прочел эту дату так: «Bhagavati parinirvitte Samvat 1819 Karttike badi 1 Budhe», — то есть «в году 1819 освобождения Бхагавата[1], в среду, в первый день убывающей Луны Карттики». Если указанная здесь эра совпадает с летосчислением буддистов Цейлона и Бирмы, которое началось в 543 году до Р.Х., тогда дата в надписи соответствует 1276 году н.э. Стиль написания букв соответствует именно этой дате, а не той, что получается, если брать за основу свидетельства китайских хроник. Китайцы считают, что Будда умер более чем за тысячу лет до прихода Христа, поэтому, согласно их данным, эта надпись могла быть сделана примерно в 800 году н.э., то есть в период, когда такой стиль письма еще не применялся. Но поскольку, к счастью, здесь указан день недели, то дату можно проверить расчетами. Согласно моим вычислениям, упомянутая в надписи дата приходится на среду 17 сентября 1342 года н.э. Тогда Нирвана Будды произошла в 477 году до Р.Х. — в тот самый год, который я вначале предположил как самую вероятную дату этого события. Эту исправленную дату с тех пор использовал профессор Мюллер».

Аргументы, которые некоторые востоковеды выдвигают в пользу того, чтобы считать эту, так сказать, «исправленную дату» истинным годом смерти Будды, были перечислены и раскритикованы в предыдущей статье; сейчас же мы рассмотрим только один вопрос: опровергает ли эта надпись прежнюю дату.

Похоже, что генерал-майор Каннингхем считает явно доказанным (по крайней мере, на основании своих нынешних расчетов), что количество дней в году исчислялось в Магадхе и буддистами в основном по той же системе, что и в современной Англии; и эта ложная предпосылка исказила его вычисления и привела к ошибочным выводам. Во времена Будды в Индии применялись три различных метода расчетов, а в отдельных районах страны они используются до сих пор. Эти методики известны под названиями Саураманам, Чандраманам[2] и Бархаспатьяманам. Согласно индусским трудам по астрономии, год Саураманам состоит из 365 дней, 15 гхадий и 31 вигхадий; год Чандраманам — из 360 дней, а год, составленный на основе методики Бархаспатьяманам, — из 361 дня и около 11 гхадий. В таком случае, прежде чем делать свои вычисления, генералу Каннингхему следовало бы поинтересоваться, какой именно манам использовали авторы в Магадхе и на Цейлоне для определения количества лет в Буддийской эре, упомянутой в процитированной надписи. Вместо то­го, чтобы поставить себя на место автора этой надписи и провести необходимые расчеты с этой позиции, он производил их, руководствуясь теми же принципами, по которым любой английский джентльмен XIX века определял бы время по календарю своей страны.

Если бы его расчеты были правильными, они показали бы ему, что упомянутая надпись полностью соответствует утверждению, что Будда умер в 543 году до Р.Х., согласно Бархаспатьяманаму (единственному манаму, применявшемуся в Магадхе и главным образом, авторами, писавшими на пали). Правильность этого заявления будет подтверждена следующими расчетами.

543 года по Бархаспатьяманаму равны 536 годам и (почти) 8 месяцам по Саураманаму.

Аналогичным образом, 1819 лет, в соответствии с первым манамом, эквивалентны почти 1798 годам по последнему манаму.

Поскольку Христианская эра началась на 3102 году Кали-юги (по Саураманаму), то Будда умер в 2565 г. Кали-юги, а надпись была сделана в 4362 году Кали-юги (согласно Саураманаму). А теперь выясним, приходился ли первый день убывающей Луны Карттики на среду.

Согласно «Сурья-сиддханте»[3], количество дней от начала Кали-юги и до полночи 15-го дня прибывающей Луны Асвины равно 1593072, количество Adhikamasas (дополнительных месяцев) в этом интервале составляет 1608, а количество Kshay­atithis — 25323.

Если разделить это число на 7, то в остатке получится 5. Если Кали-юга началась в пятницу, то вышеозначенный период заканчивается во вторник, поскольку, согласно «Сурья-сиддханте», день недели длится от полуночи до полуночи.

Следует иметь в виду, что в тех районах, где применяется исчисление времени по Бархаспатьяманаму, сначала начинается кришнапакшам (темная половина суток), а затем наступает суклапакшам.

Значит, следующий день после 15-го дня прибывающей Луны Асвины будет первым днем убывающей Луны Карттики для тех, кто руководствуется календарем Бархаспатьяманам. Поэтому дата, упомянутая в надписи, приходилась на среду 4362 года Кали-юги.

Гелиоцентрическая долгота Солнца во время его прохождения через меридиан в указанную дату равнялась 174°20’16'’, а долгота Луны — 7°51’42'’ (согласно «Сурья-сиддханте»), поэтому легко можно увидеть, что в Гайе в этот день был падьяминитли (первый день убывающей Луны), а именно: почти 7 гхади и 50 вигхади с момента восхода Солнца.

Из приведенных расчетов видно, что «Карттик 1 бади» соответствует среде 4362 года Кали-юги или 1261 году Христианской эры и что с точки зрения человека, делавшего эту запись, указанный год был 1819-м по счету в Буддийской эре. А следовательно, эта недавно обнаруженная надпись подтверждает правильность даты смерти Будды, зафи­ксированной буддийскими авторами. Было бы лучше, если бы генерал-майор Каннингхем тщательно изучил основы исчисления времени, прежде чем провозглашать на весь мир, что буддийские летописи недостоверны.

Т.Субба Роу,
бакалавр гуманитарных наук,
бакалавр права, член Т.О.

Сноски


  1. [Бхагават (санскр.) — титул Вишну, Шивы, Кришны, а также Будды. Буквально означает «Владыка», «Господь».]
  2. [Чандраманам (санскр.) — метод исчисления времени по Луне.]
  3. [«Сурья-сиддханта» (санскр., букв. «Учение о Солнце») — знаменитый трактат по астрономии; считается откровением бога Солнца Сурьи.]


<< Содержание


Издания[править | править код]

  • Впервые опубликована в журнале «The Theo­sophist», Vol. IV, № 12 (48), September, 1883, pp. 295-310.
  • Блаватская Е.П. - Гималайские Братья, М., Сфера, 1998. С. 126—203. Пер. Т.И.Перебайловой (первая публикация на русском языке)

Теософское общество со штаб-квартирой в Адьяре (Ченнай, Индия)

Санскрит (язык)